Вред и польза мультиков

11 марта 2011

Количество комментариев: 2
Читать комментарии>>

Прежде чем начать разговор о пользе или вреде телевизионных передач для детей, задайте себе вопрос: «А зачем мы смотрим телевизор?» Просматривая телепередачи, мы преследуем следующие цели: информация (каждый день мы нуждаемся в информации, её дают нам такие телепередачи, как новости, передачи, освещающие какие-либо события, аналитические программы и т.п.); развлечение (каждый взрослый может позволить себе хотя бы раз в неделю посмотреть юмористическую программу, которых уже огромный выбор, только нажимай кнопки на пульте. Фильмы, шоу, сериалы относятся сюда же). Вот, пожалуй, и всё. У ребёнка этих целей гораздо больше: развлечение; информация; яркая картинка; громкий звук; стать более популярным (нужно посмотреть, потому что друзья во дворе уже посмотрели) и т.д. и т.п. Причём эти цели не осознаются, если вы спросите ребёнка, зачем он смотрит какую-то передачу, то он не сможет вам вразумительно ответить на этот вопрос. Дети ещё не могут самостоятельно и осознанно выбирать телепередачи. Они смотрят то, что им предлагают.

А когда мы включаем ребёнку телевизор, какую цель мы преследуем?

В лучшем случае — развлечь ребёнка, а чаще — чтобы самим отдохнуть от него. Вот и включаем, что попало, не задумываясь о том, что это даст ребёнку. А задуматься об этом стоит, и стоит более тщательно выбирать фильмы для своего чада. Однако, какими бы «правильными» ни были фильмы, всё-таки набирать опыт общения, формироваться, взрослеть лучше в реальной жизни. Телевизионный опыт ограничен, он погружает ребёнка в мир эмоций и переживаний, но не даёт свободы действия, а ведь опыт, основанный на своих пробах и ошибках гораздо ценнее, чем пример мультипликационных персонажей. Дети усваивают информацию намного эффективнее, чем взрослые, во-первых, запоминают всё гораздо быстрее, а во-вторых, непосредственно воспринимают её (без внутренней критики).

Просматривая фильмы, ребёнок рисует себе картину мира, «строит свою личность». А предоставить ребёнку «правильные» мультфильмы в силах мамы и папы. Дети всегда ассоциируют себя с главным героем произведения, будь то персонаж книги или мультфильма. Обычно девочек привлекают женские образы, а мальчиков — мужские. Это вполне закономерно, но бывают и исключения, на которые стоит обратить своё пристальное внимание. Девочки, просмотрев фильмы о принцессах, королевах, балеринах, представляют себя именно такими и подражают не только поведенческим особенностям данных персонажей, но и перенимают их душевные качества. К примеру, каковы качества такого персонажа, как Белоснежка? Красота, скромность, доброта (она любила птиц, животных), обаятельность (её любили даже придворные, подчиняющиеся её матери), трудолюбие (попав в дом к гномам, она тут же начала уборку в помещении). Хотите вы видеть эти качества в ребёнке? Если да, то смело демонстрируйте эту картину своим дочкам. Кто-то хочет видеть свою дочь бойкой, ловкой, смелой, оптимистичной. Для формирования таких качеств можно также найти массу «полезных» фильмов, таких, например, как «Пеппи Длинный Чулок». Этот фильм ещё и о детской фантазии.

Представьте теперь, какие качества перенимают те же девочки, просмотрев мультфильмы о Сейлормун, что она там делает, что происходит на экране? Есть ли что-то женственное в этих образах? И оправданы ли те убийства, которые происходят на экране? Я не буду перечислять все «вредные» мультфильмы, думаю, что вы сами их определите, если хоть ненадолго оторвётесь от своих дел и сядете рядом с сыном или дочкой и посмотрите вместе телевизор.

С мальчиками дело обстоит чуть сложнее. Дело в том, что на сегодняшний день огромное количество художественных и мультипликационных фильмов демонстрируют агрессию, войну, исходящую именно от сильной половины человечества. И это поведение, агрессивное поведение, становится образцом для мальчиков. Это уже давно известно всем, но пока только лишь несколько европейских стран вводят запреты на жестокие сцены в детских фильмах. Но я отнюдь не призываю родителей по вышеназванной причине выкидывать телевизор в мусорный ящик. Ведь мужчина и должен быть в меру агрессивным. Образ мужчины — воин, рыцарь, герой. Поэтому демонстрировать своему мальчишке фильмы о борьбе и героизме всё-таки нужно, но тщательно отбирая их из массы, предлагаемой телевидением на сегодня. Выбирайте те фильмы о мужестве, где главный герой борется за правду, но не совершает неоправданных убийств. Лучше, если главный герой является человеком, поверьте, фильмы о лишённых эмоций роботах-убийцах не внесут в личность ребёнка ничего хорошего. И девочкам, и мальчикам будут более полезны мультфильмы о дружбе, смелости, любви, родителях, оптимизме, чем о беспринципности, жестокости, мелочности, трусости.

Есть также мультфильмы, не демонстрирующие ни открытую агрессию, ни вышеперечисленные «добродетели», но гораздо опаснее для формирующейся детской психики. Например, каков образец поведения в мультфильме «Симпсоны»? Гомер — на первый взгляд положительный герой: добрый, весёлый, юмористичный, никому не делающий зла, персонаж. Не правда ли, подкупающая характеристика? Но если приглядеться внимательнее, то это толстоватый (совершенно не занимающийся физкультурой), думающий зачастую только о себе, совершенно не заботящийся о своей семье, глупый, ведущий бесцельное существование, человек.

Присмотритесь к тому, что демонстрирует вашему ребёнку телевизор.

Смотрите телевизионные передачи, мультфильмы со своим ребёнком вместе, а лучше, больше читайте, гуляйте, общайтесь, играйте.

Журнале «Сибирёнок» октябрь 2006 г., Евстигнеева Любовь Геннадьевна

 
 
 
 

Комментарии посетителей:
Оля (гость)
15 марта 2012
Вред телевизора для детей. Комментарий психолога
 
viettrau (гость)
30 января 2024
У всего есть две стороны, и то же самое касается мультфильмов: детям надо разрешать смотреть, но следить за тем, sedecordle, чтобы вы могли контролировать время просмотра.
 
теги:
www.katarina.su - женский клуб

Rambler's Top100